DeMovies.ru - Информационный кинопортал
Шерлок Холмс: Игра теней (Sherlock Holmes: A Game of Shadows) на DeMovies.ru

Рецензии на фильмы

Особо опасен

Wanted



Жанр: криминал  триллер  боевик 
Страна: США 
Год: 2008 г.
Режиссер: Тимур Бекмамбетов 
Сценарий: Майкл Брандт  Дерек Хаас  Крис Морган  Марк Миллар 
Продюсер: Гари Барбер  Роджер Бернбаум  Виталий Версаче  Мэттью Стиллман 
Мировая премьера: 12 июня 2008 г.
Премьера в России: 26 июня 2008 г.
Продолжительность: 110 мин.
Кинокомпания: Universal Studios  Spyglass Entertainment 
Рейтинг MPAA: Рейтинг R 
Особо опасен (Wanted)
 

Особо опасен: рецензия #1

  7 июля 2010 г. | Роман КОРНЕЕВ  
Всегда бывает приятно посмотреть на сбычу мечт кого-нибудь «из своих», и крестовый поход Тимура Бекмамбетова в Голливуд воспринимается отечественными киноманами именно в таком ракурсе — ведь до сих пор все подобные режиссёрские попытки если и были относительно успешными, то ограничивались сомнительного успеха фильмами вроде «Танго и Кэш». Наши же актёры в непосредственной близости от Малхолланд-драйв если и были заметны, то ограничивались ролями плохих русских, накрайняк просто плохих. И так всё это было безыдейно и печально, что уже одни первые зрительские комментарии вроде «Бекмамбетов — это новые Вачовски» безумно грели душу. 
 
Между тем, первые признаки успеха, заключённые в звёздном составе проекта и обширном пиаре по всем направлениям, во многом на поверку оказываются вовсе не результатом везения новой «русской ракеты» на западном небосклоне, а плодом труда самого Тимура, которого, может, и «позвали в Голливуд на следующий день после американской премьеры “Ночного дозора”», но посмотрите сами, как всё развивалось. 
 
Изначально бюджет проекта закладывался на уровне 40 миллионов, что отнюдь не блокбастерная планка, сам комикс-первоисточник за океаном не так чтобы был заметным конкурентом тому же «почти однофамильцу» Миллеру, а в длиннющем списке продюсеров фильма только Йейн Смит может похвастаться заметными проектами, в остальном же это разношерстная публика, собранная под крышей «Спайгласс» — малобюджетной дочки «Юнивёрсал». Бекмамбетов сам, своим креативом на ниве предварительной аниматроники, своими идеями по части постановки всего хорошего, что можно было накопать в комиксе, сподвиг больших боссов увеличить бюджет, переведя фильм с планки «давайте попробуем, что этот русский парень может» на уровень «нового блокбастера с Анджелиной Джоли». 
 
Это, собственно, и есть главный успех. Конечно, теперь его нужно было не профукать неудачным стартом, в этом и заключалась, по крайней мере для пристального отечественного зрителя, загодя отсмотревшего все полтора часа хронометража выложенного в сеть промо-видео, задача перед просмотром. Лажа или не лажа? Получилось или сорвалось? Не перехвалили бы, ироды, вот была главная мысль на утреннем сеансе, когда гас свет, потому что удержу в этом деле наши люди не знают, а массированная реклама везде-везде напоминала скорее известный нахрап промо Первого канала, нежели скромное обаяние роликов «Индианы Джонса», первый трейлер которого вышел за месяц до премьеры. 
 
Впрочем, ввиду той же массированности рекламы, фильм начался и пошёл, будто смотренный уже не по одному разу: вот вам «братство ткачей», вот вам прыжок киллера с крыши на крышу, вот вам заунывные самоуничижительные речи офисной креветки (какой уж там крысы), воспевающие собственное крайнее ничтожество, вот появление на горизонте искомой Анджелины Джоли и её мужеска альтер-эга Томаса Кретчманна, после чего и начинается то самое, ради чего армия американских подростков (тм) и приглашалась на сеанс — почти безостановочная спецэффетная стрельба из-за угла, перемежаемая недлинными рассказами о том, что тайна сия мраком покрытая есть. 
 
Джеймс Макавой, ровно как и было обещано, растёт на глазах, набирая доселе несвойственную ему харизму «последнего героя боевика», изгибая пули налево и направо, Энджи, как и было обещано, загадочно улыбается и немного дразнит публику татуировкой на разных местах, Морган Фриман играет циничного, но традиционно импозантного бога с товарищем маузером в руках, Константин же Хабенский скромно появляется в паре сцен, доставляя персональное удовольствие отечественным зрителям своим феноменально точным следованием образу Антона Городецкого. 
 
Всё это роскошество бегает, прыгает, стреляет, сбивая мух и пули на лету, калечится, периодически просыпаясь в парафиновой регенерационной ванне, сам же сюжет постепенно от темы офисного бунта смещается в область ткаческой схоластики и «страшной мсти» за героицского папашку, давая и повод для фанатских рассуждений о легендарной базе сюжета, и для простого услаждения глаза ценителей хорошего «бэнг-бэнга». 
 
Бекмамбетову вообще очень повезло с главным — с оператором. Митчелл Амундсен успел поработать и с Майклом Бэем, и с Луи Летерье, и с Полом Гринграссом — а эти трое, пожалуй, составляют триумвират лучших экшн-режиссёров современности. Так что призраки многих и многих убиенных старушек вовсю царствуют на площадке, придавая картинке нужный градус драйва, что на фоне известного сюжетного мистицизма и харизмы исполнителей даёт зрителю изрядно поводов порадоваться за верный выбор сеанса. 
 
В свете всего этого вопросов о финансовом успехе на фоне известного предстартового ажиотажа уже как-то даже не возникает. То есть задача-минимум выполнена. Осталась задача-макисимум. 
 
А состояла она, во-первых, в том, чтобы не стать за океаном эдаким «Майклом Бэем-лайт», остаться самим собой, не поддавшись продюсерскому диктату (тм) и прочим известным сложностям голливудской киножизни. Вторым пунктом в программе-максимум значилось т.н. «новое слово в кинематографе», в данном случае в сумрачных философских несупергероических комиксах и где-то даже в фантастических боевиках. 
 
Первая часть, что важно, удалась. «Особо опасен», даже без учёта наличия в кадре героя Хабенского — это во всех смыслах такая куда более дорогостоящая версия «Дозоров». С «погружением в сумрак со страшной силой», с известной общностью противостояния героев лицом к лицу не в виде банальной или небанальной перестрелки, а в смысле глобальной правоты оных. Опять же тема жизни «до» и «после» вплоть до известного вопроса про «тварь дрожащую». Всё это без вопросов — бекмамбетовское кино плоть от плоти. 
 
А вот что касается нового слова, то тут начинают появляться вопросы. Представляется, что люди, поспешившие назвать «Особо опасен» новой «Матрицей» — действительно серьёзно поторопились. Революция откладывается как минимум по сценарным причинам. 
 
Для начала в фильме слишком много самоповторов (взять хотя бы повторяющиеся раз от раза сцены «тренировок» или раз от раза дурацкие фразы про «эту пулю не отследить!»), повисающих в воздухе второстепенных персонажей (таковым остаётся до известной сцены падения поезда и один из вроде бы главных героев, который говорит за весь фильм три фразы) и слишком мало собственно легендарной части. Те же Ткачи в итоге производят впечатление не загадочного масонского ордена, а такой локальной бригады маньяков-убийц, ведь все их жертвы живут не далее двух кварталов от пошивочной штаб-квартиры, да и сами ткаческие казематы как-то не производят впечатления центра мирового заговора. История же ордена как ограничивалась короткими титрами вначале и небольшим речитативом Моргана Фримана в середине всей пиесы, так и остаётся пребывать в том же состоянии после финальных титров. 
 
Харизма героев тоже не так безгранична, как то казалось из роликов. Знаменитая уже морщинистая гримаса Энджи осталась в памяти из роликов и единственной сцены фильма, а так Фокс как нацепила материнскую улыбку под макияжные глазки, так и ходит с ней до самого финала, небанального, но и нелогичного. Морган же Фриман, конечно, хорош, но ничего нового в этом его образе мы также не увидим. 
 
Отдельного упоминания стоят и сценаристские перлы с тайным проживанием «любимого папаши» в соседней с сынулей квартирке, вполне реальным убиением целого поезда невинных пассажиров ради мифического «баланса сил», ну и классическое «я твой отец, а я твой мать» — не украшает современное кино, будь то даже «Индиана Джонс», не говоря уже о скромном Бекмамбетове. 
 
Ну и наконец фильм не смог избежать известного синдрома, когда всё (то есть буквально) самое красивое уже показали в роликах. Включая, что забавно, два-три спойлерных сюжетообразующих момента. Та же ган-ката в исполнении Уэсли Гибсона, будучи куда более плотно перемонтирована в ролике, в кино уже не производит революционного впечатления, хотя этот эпизод, в отличие от множества поездок на крышах метро, как раз получился весьма и весьма. То же касается и «побега из аптеки» на красном авто с Энджи на капоте — при менее плотном театральном монтаже неизбежно теряется драйв. 
 
Отдельный момент специально для отечественного зрителя, для которого стиль Бекмамбетова как раз не в новинку — это локализованная версия. Фишкой авторского подхода к переводу были знакомые голоса и авторизованные диалоги в исполнении Сергея Лукьяненко (см. «Вы здесь шьёте или пришиваете?»). Если последние в итоге становились то излишне брутальны в исполнении толстой начальницы, то наоборот, слишком лиричны в устах «особо опасной» киллерши и в общем самоценными так и не стали, то голоса персонажей просто производили странное впечатление. 
 
Ну, пусть убиенный «папа» заговорил голосом Гоши Куценко, это было даже забавно. Пусть Джоли говорит голосом Галины «я не Ольга, я Антон» Тюниной, чуть театральная «дозоровская» манера озвучки даже добавляет персонажу некий шарм и загадочность. Но «поэт всея руси» Безруков со своей характерной сладкой манерой больше похож на свой персонаж из «Иронии судьбы 2», чем на затюканного клерка, ставшего суперкиллером. Ну и наконец Фриман, заговоривший голосом «голоса Первого канала» Алексея Неклюдова — вот это самый вопиющий прокол, выходит, самого Бекмамбетова. Более неподходящий голос в смысле абсолютной его узнаваемости и связанного с ним раздражения — сложно вообще себе представить. Остальные же «говорящие голоса», в общем, успешно канули в лету, оставив желающим погадать, ху из ху (поделитесь в комментах, у нас же все ходы записаны, вот и сверимся слуховыми аппаратами). 
 
Не известно, насколько при этом отличается монтаж нашей и ненашей версии (ну, кроме локализованных пуль, что, впрочем, не ново в современном кинематографе), но, скорее всего, разница заключается лишь в длине хронометража, отведённого на героя Хабенского, которого и в нашей-то версии так мало, что задаёшься вопросом, «зачем тут этот русский». Ну не ради же дыхания рот в рот в исполнении великолепной Энджи. 
 
В общем, шумиху вокруг отечественной версии и особенно вокруг самолично спетой по-русски Дэнни Эльфманом финальной песни разводили зря. Локализации «Пифагора» всё равно на порядок лучше, а русский текст в шансоне разобрать удавалось лишь слово через два. Отечественная джаз-банда, поющая про «опасен, но свободен» и вовсе осталась уделом «Муз-тв». 
 
Сам же фильм в итоге — да, крепкий, удачный боевик, не без элементов новизны и собственной харизмы, но, в общем, и без особого прорыва в неведомое. Дебют состоялся, tovarish Бекмамбетов, покажите теперь класс на маршевых двигателях. Зрители уже ждут сиквела. Или что у вас там с третьим «Дозором». 
 
До встречи в кино.

© источник