DeMovies.ru - Информационный кинопортал
Шерлок Холмс: Игра теней (Sherlock Holmes: A Game of Shadows) на DeMovies.ru

Рецензии на фильмы

Хроники Риддика

The Chronicles of Riddick



Жанр: фантастика  приключения  боевик  триллер 
Страна: США 
Год: 2004 г.
Режиссер: Дэвид Туи 
Сценарий: Джим Уит  Дэвид Туи 
Продюсер: Камилль Браун  Вин Дизель  Тед Филд 
Мировая премьера: 3 июня 2004 г.
Премьера в России: 30 сентября 2004 г.
Продолжительность: 134 мин.
Кинокомпания: Universal Studios 
Рейтинг MPAA: Рейтинг PG-13 
Хроники Риддика (The Chronicles of Riddick)
 

Хроники Риддика: рецензия #1

  26 июля 2010 г. | Роман КОРНЕЕВ  
Голливуд не был бы фабрикой грёз без бережно взращиваемой когорты героев с приставкой супер, людей (и нелюдей) без страха и упрёка, коии в силу собственной исключительности способны не только свернуть любого в бараний рог, но ещё и привлечь в кинотеатр миллиончик-другой народу. Однако гораздо более редкое чудо в виде героя с приставкой анти порой способно совершить подвиги куда более значительные. 
 
Таким чудом стал в своё время Ричард Б. Риддик, эсквайр, персонаж малобюджетного космического триллера не известного никому режиссёра Дэвида Туи под названием «Чёрная дыра» (в оригинале — «Кромешная тьма», “Pitch Black”). Фильм чудесным образом окупился в один уикенд, а Вин Дизель, сыгравший самого харизматичного космического маньяка современности, проснулся знаменитым. Потому что глаза. Потому что грубо и жёстко. Потому что рейтинг R и полное погружение в роль опаснейшего преступника в этой галактике. Он был хорош уже своим молчанием, а когда начинал говорить… тут все фэнские сердца были его. 
 
Кино то, кто не помнит, было полно пустых просторов, в нём не было напыщенных дорогущих компьютерных красот, эффект достигался освещением, камерой, долгими периодами тишины, срывающейся на могучее взрывное действо. Отлично работали сценаристы, придумавшие и воплотившие в жизнь замечательных и свежих персонажей, оператор Хью Джонсон («Солдат Джейн»), сделавший из австралийской пустыни чужой мир, и опытнейший новозеландский кинокомпозитор Грэм Ревел, расцветивший всё это великолепие музыкой космических сфер. У фильма Дэвида Туи, несмотря на малобюджетность и общую трэшовость, выдалась прямая дорожка в шортлист культовых кинопроектов. И прямая дорожка к последующим дорогим высокотехнологичным воплощениям. Слишком хорош персонаж. 
 
Ричард Б. Риддик, эсквайр, просился на просторы вселенной имени себя. Зритель должен был узнать, отчего его ищут все охотники за головами в галактике, откуда он такой, почему он такой, что случилось дальше с лысой девушкой по имени Джек, с Имамом и самим Риддиком. В этой вселенной должны были пылать планеты, летать космические армады и твориться поистине ужасное зло. Масштабы личности самого маньяка требовали жанра космической оперы. И они его получили. 
 
Солидный бюджет — за сотню миллионов, компьютерные эффекты от лукасовского ILM, те же сценаристы, те же композитор и оператор, тот же Вин Дизель. И у тех, кто в 2000 году был ещё неопытным новичком, сейчас за плечами многие успешные проекты. Разве что самому Дэвиду Туи особо похвастаться нечем. Но это не беда, потянул же первую часть, потянет и вторую. Возможно, это была первая ошибка Вин Дизеля, выступившего с высоты своей могучей харизмы продюсером реинкарнации Риддика, ошибка, которую ему же пришлось потом исправлять, так до конца и не исправив. 
 
Бюджет потребовал смены рейтинга — злобная категория R первой части могла сильно повредить сборам. Выход на просторы Вселенной потребовал смены жанра — контемпоральный космотрэш с мрачными необъясняемыми кровавыми событиями, второстепенными персонажами в истерике и длинными диалогами должен был превратиться в один из самых (если подумать) архаичных и закостенелых на данный момент жанров — космическую оперу. Это где Тёмный Император (Лорд Маршал), его Армада (флот Некромонгеров), обязательное предсказание его гибели от рук последнего фурианца, Тёмные Галактики, хитроумные элементали из мира Четырёх Стихий и масса невинных планет на пути. 
 
Нет, конечно, счастливые родители чуда по имени Риддик оставили в его мире всё, как есть. Планеты-тюрьмы, выдающие наёмникам деньги за поимку преступников, сами охотники за головами, шастающие на своих странных кораблях по пустынным планетам, выжившие в первой части персонажи со своей историей. Да, и тем самым уцелевшим фурианцем, родившимся удушенным собственной пуповиной, оказывается сам наше-всё. Фанаты должны быть довольны. Увы, праздник удался лишь частично. Причины все уже перечислены выше. Поясню. Если это не пародия (см. классическую трилогию «Звёздных войн»), если это не телесериал (см. «Звёздный путь»), если это не экранизация известного каждому потенциальному зрителю сюжета (см. «Дюна»), космоопера непременно превращается в набор чудовищных закадровых монологов, объясняющих происходящее. 
 
Все эти статисты, глядящие в ночное небо с плохо изображаемым страхом, все эти макеты городов и их развалин, по которым главным персонажам положено туда ходить, сюда ходить, все эти притянутые за уши дворцовые перевороты в стане врага и командиры тёмных легионов, так и лезущие лично помахать топором на глазах у всей честной публики. Не ищите правдоподобия в действиях, не пытайтесь понять объяснения. Логики нет ни в том, ни в другом. Потому что если ты серьёзен в исполнении поставленного плана, у тебя нет желания устраивать на потеху публике цирковые номера с ручными ушанами, кидающими в роботов синие бадабумы, то единственным средством не впасть в назидательность и велеречивость грандиозного сего действа — является твоя собственная гениальность. Никакие сценаристы, операторы, композиторы и сотня Вин Дизелей в придачу к мастерам Индустриальной Магии (отдельное спасибо за кораблики с маревом и Лорд Маршала в действии) не спасут фильм от провала, если режиссёр — не гений всех времён и народов. 
 
Увы и ах, Дэвид Туи таковым себя не показал. Он устраивал фейерверки, грандиозные сцены космического штурма целых планет, гримировал массовку Некромонгеров в стиле «Чужой против Кащея Бессмертного», рисовал целые миры и убранство отдельных зал. Но увы, все его достижения (такого дизайнерского фильма мы не видели со времён четвёртых «Чужих») пропадают втуне, потому что этот жанр в своей чудовищной закостенелости не прощает ошибок. Невнятных Имама с екс-Джеком, недотянутой линии Лорд Маршала с присными. Колоритной, но непонятно зачем втиснутой в фильм Джуди Денч, отошедшей наконец от бесконечной роли М в бондиане, но нашедшей в новом проекте лишь один красочный спецэффект. 
 
Фильм спасали от настоящего провала, дав ему шанс хоть сколько-то отыграть в прокате, все, кроме режиссёра. И главным спасателем вызвался, конечно же, Вин Дизель. Скучающий кинозал мигом преображается, поймав на экране блик его зрачков. Он говорит слово — зритель замирает. Он делает движение — зритель в восторге. Он бегает, прыгает, резвится в экранном пространстве — зритель уже готов простить фильму всю его занудность. А уж когда начинается непосредственно экшн… 
 
Даже ужасающе чуждый для таких фильмов «детский» рейтинг не помешал Риддику сделать своё дело так, как не сделает никакой Арагорн сотоварищи. Ножи, топоры, «кружки с чаем», просто руки и ноги пошли в дело, заполняя премьерный зал «Пушкинского» взрывным действием иногда просто в тишине, гулкой, спрессованной вниманием зала от первых рядов до балкона. Потому что это зрелище, достойное Ричарда Б. Риддика, эсквайра. 
 
Пусть его, это пресловутое «детям от тринадцати», и без капли крови на экране творится нечто невообразимое. Красота лысой бестии с белыми опалесцирующими зрачками, любимца детей и животных, прошедшего семисотградусную жару Крематории, самого доброго и справедливого маньяка во Вселенной. Эта красота поражает, заставляя забывать все недостатки фильма и стоя аплодировать в финале. Хоть и не будет, скорее всего, у фильма уже никаких продолжений, Риддик заступил на вахту, которой достоин. Уж теперь он замочит, кого следует. Правда, мы этого уже, наверное, никогда не узнаем. 
 
Любите кино.

© источник